Вундеркинду быть. Или методика Глена Домана
О чём думают родители малыша прежде всего – ни для кого не секрет. Это известно априори. Поэтому и за развитием его следим с самого раннего возраста, читая умные книжки и разбираясь в методиках, о которых сегодня известно уже достаточно много. Про одну из них и захотелось написать подробнее.
Являясь основателем методики, предполагающей развитие с самого раннего возраста, Глен Доман предлагает проводить занятия и упражнения уже с трехмесячными малышами, что, согласитесь, довольно рано. Но в этом и заключается суть. Ещё один момент, который я не могу не отметить, – это отсутствие необходимости покупать карточки Домана. Любую из них можно изготовить самостоятельно, а это во многом не только упрощает процесс, но и заинтересовывает в нем. Как показала практика, метод эффективно использовали и за рубежом, и в России.
…
Глен Доман – американский нейрохирург и талантливый ученый. Как сообщают источники, он и его коллеги совершенствовали методы реабилитации и лечения детей, у которых наблюдались нарушения мозговой деятельности. Изучение психических процессов как больных, так и здоровых детей в течение 15 лет помогло ему сделать несколько интересных открытий. Первый важный момент: воздействие упражнений на здоровые клетки головного мозга способствует их активному участию в процессе психической деятельности. А это позволяет и при развитии здорового ребенка использовать методику. Второй момент: клетки головного мозга, которые были поражены, могут реабилитироваться быстрее при условии слухового, зрительного и осязательного раздражения, в отличие от ситуации, при которой необходимые занятия отсутствуют. Это обосновывает применение в работе с больными детьми.
Ну и что же мы видим в итоге? Упражнения получили признание в среде ученых из разных стран, а психологи, воспитатели, нейрохирурги и педиатры стали её применять. Интересно, что всё больше родителей стало уделять внимание именно этой методике.
…
Доман ориентировался на тот принцип, что малыши начинают воспринимать информацию через анализаторы зрительные и слуховые. Это и легло в основу его разработки.
В результате детям предлагается демонстрировать конкретные слова, подготовленные на отдельных карточках и содержащие особый смысл для ребенка. Писать стоит крупными буквами красного цвета, одна карточка – одно слово. Мама, папа, каша – самое простое, с чего стоит начинать. Дальше, конечно, слова усложняются и делятся на разные категории: животные, фрукты, овощи и т.д. А направлены они на развитие логического мышления, не просто на эмоциональный отклик.
Далее, по мере того, как ребенок развивается и взрослеет, ему показывают больше разных карточек, сопровождающихся надписью-названием демонстрируемого изображения. Это важно для формирования слова и зрительного образа. Доман утверждает, что так обеспечен/обеспечивается плавный переход к чтению.
…
Пример карточек Домана
«А как же с цифрами?» – возникает закономерный вопрос. Тут, как оказалось, всё ещё интереснее. Глен Доман считал, что проще всего для ребенка воспринять конкретное количество, а не какой-то абстрактный узор. Потому, согласно его методике, нужно показывать определенное количество красных точек.
Спорт. Вот одно замечание, которое делает разработчик методики, – необходимость физических упражнений. Да, все мы знаем, что это важно, нужно и вообще очень полезно. Но в данном случае Доман проводит взаимосвязь между физическим и умственным развитием. Поэтому нельзя забывать об этом аспекте, а лучше применять всё в совокупности.
…
И, наконец, о процессе обучения. Важно проводит занятия тогда, когда ребенок лежит или сидит в спокойном состоянии, и ничто его не отвлекает, а также не беспокоит. Привлечь его внимание и показывать карточки со словами или цифрами на расстоянии 50-60 см от лица малыша, используя принцип от простого к сложному. На одну карточку предлагается выделять 2-3 секунды, а проговаривать всё отчетливо. Первая серия – 5 карточек. Объяснять ничего не нужно. Проводить занятия рекомендуется в течение 5 дней около трех раз в день. Затем одна карточка из серии заменяется на новую. Необходимо также каждый раз менять последовательность карточек, находящихся в одной серии.
…
Методика, несомненно, имеет свои особенности. Поэтому здесь можно выделить несколько советов, применимых к процессу обучения.
1. Первое занятие – главное. Важно выбрать подходящий момент, заинтересовать и вызвать доверие. Для первой серии карточек нужны комментарии: «Это – корова. Корова дает молоко» и т.д. Если есть возможность, можно даже показать игрушку, которая соответствует картинке. Дальше ограничиваемся только названием.
2. Обучение должно вызывать интерес и мотивацию. Форма проведения – игровая. А понять, интересно ли ребенку, просто – его поведение скажет само за себя.
3. Занятия можно видоизменять, привнося свои дополнения. Дети постарше (3-4 года) могут нарисовать картинку к слову или составить небольшой рассказ.
4. Малышу интереснее узнавать что-то новое вместе с близкими, поэтому не стоит лениться и ограничиваться только пассивным размещением карточек возле кроватки малыша. Нельзя забывать улыбаться и хвалить ребенка.
5. Занимаясь с новорожденными важно не переусердствовать: внимание у них рассеянное и неустойчивое, поэтому перенапрягать его не стоит. Достаточно показать картинку и произнести слово.
6. Если ребенку 9-12 месяцев, то можно показывать малышу несколько карточек, среди которых он должен выбрать правильную (а если это часть тела, то даже показать).
7. Карточки сгруппировать по категориям (фрукты, овощи, животные и т.д.) и показывать в разной последовательности. Для себя можно подписать их с обратной стороны, дабы не заглядывать каждый раз на картинку.
8. Показывать разные карточки, а не одно и то же. Трех раз в день для одного набора будет достаточно. Разнообразие всегда лучше.
Как таковых строгих правил нет, главное – желание мамы и интерес малыша.
…
Основная идея Домана в том, что родители – это главные воспитатели ребенка. С этим трудно не согласиться. И именно от них ребенок должен понять, что его принимают таким, какой он есть, а для его развития делается всё необходимое. Всему свое время, поэтому навязывание занятий (если ребенок устал или не хочет) ни к чему хорошему не приведет.
Заниматься лучше регулярно. Усложнять постепенно. И, как я уже неоднократно писала выше, делать всё в легкой и ненавязчивой форме, чтобы не пропала мотивация ребенка.
Проверять же усвоение материала совсем не обязательно, если только малыш сам не изъявил такого желания.
…
И в заключение пару слов о том, где же взять эти самые карточки Глена Домана. Можно приобрести их в магазине, но это будет стоить отнюдь не дешево, так как спросом они пользуются.
Альтернатив есть несколько. Карточки можно найти в интернете. Сейчас их размещают в большом количестве, и трудностей в поиске нет никаких. Карточки можно распечатать на цветном принтере и начать заниматься с малышом.
Как вариант – занятия с компьютером или планшетом, где можно смотреть картинки или видео с карточками Домана.
В общем, варианты есть всегда. Здесь подойдет даже минимум изобретательности. Главное – пробудить интерес и делать всё с любовью (без этого уж точно никуда). И тогда успех будет просто неизбежен.
- Комментарии